Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 114» г. Сыктывкара
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников МАДОУ – основная задача дошкольных учреждений. Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребёнка.
Целью психологической службы МАДОУ «ЦРР – Д/с № 114» является создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка. Реализация этой цели положила основу для психокоррекционной и развивающей работы в нашем детском саду.
1. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса является адаптация воспитанников к условиям детского сада. С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.) В нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми впервые пришедшими в детский сад. Она предусматривает создание условий в детском саду в период адаптации, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, формирование навыков общения. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса и рассчитаны на 2 этапа.
1 этап – предварительная работа с родителями и педагогами;
2 этап – включение детей в режим ДОУ.
Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация, игры-драматизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включён весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты – логопед, психолог, музыкальный руководитель), родители детей впервые посещающих детский сад
Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик при которых выделяются критерии эмоционально-поведенческих реакций: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции), а также уровень развития каждого ребёнка.
2. С целью содействия развития ребёнка в детском саду в учебно-воспитательный процесс были введены занятия с психологом в разных возрастных группах.
Младшая группа – Маленькие игры в большое счастье.
Основная цель: развитие эмоций, сближение детей друг с другом, развитие доброжелательных отношений к сверстниками.
Средняя группа – Психогимнастика.
Основные цели:
- Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
- Выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.
- Коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
- Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Старшая группа – Курс развития творческих способностей.
Основные цели:
1. Развитие беглости - способности быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.
2. Развитие гибкости – способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
3. Развитие оригинальности – способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
4. Развитие способности к детальной разработке – способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Подготовительная группа – Подготовка к обучению в школе.
Основная цель: развитие познавательных способностей воспитанников.
3. Одной из задач психологической службы МАДОУ «ЦРР – Д/с № 114» является усиление работы по обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку.
С этой целью на базе детского сада организовано и проводится медико-психолого-педагогическое совещание, основными задачами и содержанием которого являются:
- Постоянная диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе ЦРР в виде групповых занятий и индивидуально.
- Выявление уровня и особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребёнка.
- Разработка рекомендаций воспитателям и педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям.
4. Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ направлена на решение проблем, связанных с готовностью воспитанников подготовительных групп к школьному обучению. По результатам диагностики формируется коррекционная группа для решения проблемы.
5. Следующий вид работы, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, способствующий улучшению эмоционального состояния педагогов и родителей, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам взаимодействия с детьми является тренинговая работа.
Тренинговая работа – модель групповой консультативной работы с педагогами и родителями, являющаяся часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Взрослые достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить проблемы. Анализ различных ситуаций помогает родителям и педагогам взглянуть на себя со стороны “глазами других” и тем самым как бы объективировать своё поведение. Они начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, снимается напряжение, повышается уверенность в себе, своих возможностях как педагога и родителя, повышается их самооценка и создаётся возможность раскрытия собственного творческого потенциала.
Итак, в решении вопросов профилактики здоровья важное значение имеют различные пути его обеспечения. Технологии психологического сопровождения в нашем ДОУ – это сложившийся системный подход. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления психического здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания здоровьесберегающих технологий.
КЛАССИФИКАЦИЯ
степени тяжести адаптации детей
(анализ адаптации Ивановской мед. академии)
Степень симптомы |
благоприятная |
условно-благоприятная |
неблагоприятная |
1. Масса тела |
Прибавление на 50-100 гр. |
Возможно снижение на 150 гр. |
Снижение массы тела |
Нормализация поведенческих реакций в течении |
|||
2. Длительность продолжительности |
20-30 дней |
До 45 дней умеренная невротизация |
70-75 дней |
3. Заболеваемость |
|
1 кратно ОРЗ без осложнений |
Неоднократно, возможно с осложнениями |
4. Нервно-психическое развитие |
Без отклонений |
Регресс на 1 эпикризный срок |
регресс |
- Лист наблюдения за адаптацией к ДДУ ребенка дошкольного возраста (скачать, DOC, 82 Кб)
- Лист наблюдения за адаптацией к ДДУ ребенка раннего возраста (скачать, DOC, 104 Кб)